Эрвин Чаргафф - американский биохимик, член Национальной АН США (с 1965 года). Окончил Венский университет (1928). Работал в лаборатории обменной химии в Йельском университете (США; 1928-1930), в Берлинском университете (1930-1933). В 1933 эмигрировал из Германии, в 1933 - 1934 работал в Пастеровском институте в Париже. С 1935 года в Колумбийском университете в Нью-Йорке (с 1952 года - профессор, с 1970 - заведующий кафедрой биохимии, с 1974 - профессор биохимии в лаборатории клетки.
Эрвин Чаргафф родился 11 августа 1905 в г. Черновцы (Украина). Эрвин говорит: "О своих дорогих родителей я всегда вспоминаю с грустью - их жизнь была намного тяжелее моей". Отец работал банкиром. Мать Роз Зильберштейн была очень доброй и милосердной. Жили Чаргаффа в Черновцах по ул. 28 июня № 20 (современное название, хотя номер дома такой же). О городе Черновцы Чаргафф писал: "Никогда в жизни я не встречал такой яркой зелени как в городе своего детства - Черновцах."
Основные его научные работы посвящены изучению химического состава и структуры нуклеиновых кислот. Он определил количественное отношение азотистых оснований, входящих в их состав. Показал (1950-1953), что общее количество аденинових остатков в каждой молекуле ДНК равна количеству тиминовых остатков, а количество гуаниновый единиц - количества цитозинових. Это открытие ("правило Чаргаффа") было использовано Ф. Х. К. Криком и Дж. Д. Уотсоном при построении модели структуры ДНК. Доказал, что ДНК обладает видовой специфичностью. Ученый сумел отбросить гипотезы о существовании многих разновидностей ДНК. Эрвин Чаргафф - первый исследователь денатурации ДНК. В его многолетние научные труды вошли исследования свертываемости крови, изучения липидов и липопротеинов, метаболизма аминокислот.
В 1914 году Чаргаффа поехали на некоторое время (как они тогда думали) в Вену, где неожиданно умер отец Эрвина. Именно в это время началась война. По этому поводу Э. Чаргафф позже напишет: "... мы узнали, что дома у нас больше нет: в Черновцы пришла война. Страшная безжалостная война, унесшая миллионы жизней. От этого кошмара невозможно спрятаться. Наука стала казаться мне убежищем от всех ужасов, но они и здесь настигли меня."
Эрвин Чаргфф старательно учится и в 1928 году защищает докторскую диссертацию в Венском университете, где становится членом научно-исследовательской организации.
Позже Эрвин работает ассистентом на факультете вирусологии в Берлинском университете в течение 1930-1933 годов. Через год он занимается исследовательской деятельностью в Пастеровском институте в Париже. После этих путешествий ученый работает в Колумбийском университете.
Начиная свою профессиональную деятельность как научный исследователь на факультете биохимии, он поднялся до должности ассистента профессора, а позже стал деканом факультета.
Эрвин Чаргфф оставил в науке неоценимый след. Хотя он писал, что попытки понять природу - дело безнадежное, что наши поиски приведут лишь к объяснению, а не к пониманию, но все же он всегда искал это понимание.
Возвращаясь мыслями к своему прошлому, Эрвин всегда вспоминает: "Почти всю жизнь я сам был себе учителем. Можно сказать, что я никогда не был учеником великого ученого, слава которого освещала бы мою жизнь". Чаргафф пробивал себе дорогу сам, и тот мир, в котором он оказался, был достаточно жестоким и недоступным для него.
В 1945 году на Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. Чаргаффу было тогда 40 лет, он работал ассистентом профессора в Колумбийском университете. Страшные события того времени заставили его призадуматься. Эрвин понимал, что ученый несет ответственность за то, как будут использованы результаты его труда. О катастрофе в Японии он впоследствии напишет: "Был глубоко уверен, что ни один человек не имеет права делать подобные преступления, и что наука, выточили и вложила меч в руки убийцы, взяла на свою душу грех, который она не сможет смыть на протяжении веков" .
Как видим, 1945 год сильно повлиял на представление Чаргаффа о роли науки. Он понял, что это не новый вид бизнеса, а часть общечеловеческой культуры.
Возможно, после этих событий у ученого проснулся талант публициста. Это уже не ученому, а публицисту Эрвину Чаргаффу принадлежат слова:
"Уровень развития государства определяется тремя составляющими:
- отношением к деревьям,
- отношением к детям,
- отношением к родному языку."
Эрвин Чаргафф умер 20 июня 2002 в Нью-Йорке.
Очень интересная статья, спасибо. Всем рекомендую прочесть. Сергей, спасибо.
ОтветитьУдалить